Об авторе
Творчество
Иллюстрации

КУЛЬТУРА

   Кино
   Музыка
   Игры
   Арт
   Ссылки
Мифы

H.P.Lovecraft (1890-1937)

Dagon
Дагон

Год:2001
Студия:Fantastic Factory, Filmax International
Режиссер:Stuart Gordon
Продюсер:Julio Fernandez and Brian Yuzna
Музыка:Carles Cases
В ролях:Paul - Ezra Godden
Ezequiel - Francisco Rabal
Barbara - Raquel Merono
Uxia - Macarena Gomez
Howard - Brendan Price
Время:98 минут

Официальный сайт фильма на Fantastic Factory.
Страница фильма на сайте Filmax International.
Страница фильма на сайте Top-Industry (распространитель в России).

Стюарт Гордон задумал снять экранизацию по "Тени над Иннсмаутом" уже давно. Изначально фильм планировалось так и назвать, но в связи с выходом "Return to Innsmouth" во избежании путаницы название было решено изменить на "Дагон".

Выхода фильма пришлось ждать достаточно долго - объявлено о начале работы над фильмом было еще в 1998 году. И вот в 2001 году фильм, наконец, вышел. Для того, чтобы он добрался до России понадобилось еще год. Касательно состава актеров - на этот раз Гордон не задействовал в съемках Джеффри Комбса, но взял на главную роль Эзру Годдена, сильно на него похожего. Также в фильме в последней своей роли снялся известный актер Франциско Рабаль (Эйзекиль). И открытием фильма явилась, несомненно Макарена Гомез, сыгравшая роль жрицы Уксии.

Прежде чем написать свои впечатления от фильма, я хочу обозначить некоторые рамки, в которых следует воспринимать все ниженаписанное.

Во-первых, фильм не снят по какой-то конкретной вещи Лавкрафта. Это некоторые зарисовки по мотивам его творчества. Хотя некоторые произведения прослеживаются, нельзя говорить о каком-либо из них полностью.

Во-вторых, нельзя забывать, что это классический trash-ужастик в стиле 80-х годов. Это означает, что там обязательно должны присутствовать кровь-кишки-мозги и голые женщины. То есть то, чего у самого Лавкрафта нет и в помине. Все, о чем Лавкрафт говорит туманными намеками (и что, собственно и составляет бОльшую долю его стиля), здесь показывается прямо. Отсюда мы имеем формальное следование событиям, но отсутствие лавкрафтовского стиля и атмосферы.

Поэтому, все написанное ниже, я прошу воспринимать только в контексте сказанного в начале.

Кратко о самом сюжете.
Больше всего фильм пересекается с "Тенью над Иннсмутом". Больше всего, но это не значит, что он снят по этому произведению.

Я не буду пересказывать здесь сюжетную линию. А просто запишу некоторые моменты, которые мне понравились или не понравились, или которые я хотел бы просто выделить.

Действие перенесено из Новой Англии на побережье Испании. Вместо Иннсмута все происходит в рыбацком поселке Эмбока. Вместо одного героя присутствуют две пары. Герои терпят крушение яхты недалеко от этой деревни и приходят в нее за помощью.

Главный герой (Пол Марш) одет в майку Мискатоникского университета и говорит, что корнями происходит из Испании, но его мать всячески пыталась его отгородить от этой страны любыми способами. И ему снятся сны про морские пучины, циклопические тоннели и женщину-русалку. Не знаю, чья эта заслуга, но актер, играющий главного героя по типажу очень напоминает Джеффри Комбса (без которого не обходится ни одного фильма Гордона/Юзны по Лавкрафту).

Сам городок показан великолепно - узкие туманные улочки, странные нелюдимые жители, атмосфера упадка и тления. Сцена в отеле, когда Пол спасается от толпы местных жителей - момент, полностью повторяющий сюжет книги. По поводу местных жителей - неоднозначно. С одной стороны, многие из них имеют тот самый "Innsmouth look", какой и описан в книге. Но некоторые из них награждены щупальцами вместо пальцев или рук и прочими уродствами, не имеющими ничего общего с Глубоководными и слабо являющимися приспособлениями для жизни под водой. В книге жители передвигались неуклюже потому, что были более рептилиями, нежели людьми, здесь же их неуклюжесть несколько "инвалидна" - они хромают и приволакивают ноги из-за того, что у некоторых они заменились на непонятного предназначения отростки или атрофировались. Что ж - таковы законы жанра - сразу вспоминаются зомбиподобные походки различных оживших мертвецов.

В книге жители начали охоту на главного героя потому, что он узнал их тайну - так к чужакам относились прохладно, но без причин не трогали. Здесь же чужаков ловят и приносят в жертву Дагону всегда. А рассказ старика (еще один момент, почти полностью повторяющий книгу) происходит уже после того, как Пол сбежал из гостиницы.

Это, наверное, второй и последний отрывок, который как-то следует книге - повествование о том, как жители города перешли из христианской веры в культ поклонения Дагону. Великолепна сцена молитвы Дагону и разрушения местной церкви - хоровое песнопение "Ia! Ia! Cthulhu fhtagn!" в стиле католических псалмов. Надо сказать, что синтез музыки с визуалом в фильме вообще очень хорош. И хотя молитвы Древним Богам никак не должны быть похожи на католические хоралы - это нисколько не портит впечатления.

Все же, что касается крови в фильме, привнесено уже режиссером. Поклонники Эзотерического Ордена Дагона со всех пойманных мужчин снимают кожу (и потом носят ее во время обрядов), а женщин отдают в качестве наложниц Дагону, который в фильме показывается один раз и имеет больше общего с Ктулу, нежели с собственно Дагоном.

Та самая "русалка", которая снится Полу, оказывается дочкой старейшины культа Дагона (в книжной версии - Оубед Марш). Она почему-то не имеет характерной рыбьей внешности (естественно, как бы она тогда соблазняла Пола?), но зато имеет жабры и щупальца вместо ног - повторюсь, ни для передвижения по суше, ни под водой они не помогают. Являясь главной жрицей культа ("Кошмар в Ред Хуке") она спасает главного героя с тем, чтобы женить на себе. В финале выясняется, что он сам является сыном старейшины (вспомните его мать-испанку), который уже полностью превратился и стал похож, опять же, более на Ктулу, нежели на Глубоководного. Таким образом, главный герой (с уже прорезающимися жабрами) осознает, что он сам является таким же чудовищем, какими он окружен.

И вот теперь относительно финала я хочу сказать особо, так как считаю его наиболее ценным и неожиданным, что есть в фильме.

После того, как его возлюбленная погибает, он узнает о родстве с теми созданиями, которых только что проклинал и считал уродами; после отказа той самой жрице и понятия всей безысходности, главный герой обливает себя керосином ("Артур Джермин") и поджигает. Тогда жрице не остается ничего другого, как схватив его за руку прыгнуть в пучину. И вот там, обгоревший, но живой; с окончательно прорезавшимися жабрами, Пол следует за ней. Они взявшись за руки плывут в гигантский тоннель, знакомый по его снам. И на экране возникает урезанный последний абзац из оригинального произведения:

We shall dive down through black abysses...
And in that lair of the Deep Ones we shall dwell
amidst wonder and glory for ever.

То, на что в книге был только намек без продолжения, здесь сделали завершающими кадрами. Честно говоря, я ожидал никак не этого. После всех злоключений и проклятий, я думал, что герой либо "всех победит", либо действительно сожжет себя. Но такой финал придает фильму больше "лавкрафтовости", нежели все остальное до этого. Я даже готов ради него простить создателям обилие крови и прочей мерзости, которые они нещадно используют на протяжении всего действия. И ради него пересмотреть фильм заново, так как он предстает уже немного в другом ключе.

Подводя итог, я не могу сказать, хороший это фильм или плохой. И также не буду советовать или отговаривать его смотреть. Это однозначно не экранизация Лавкрафта, но в то же время, это несколько больше, чем классический кровавый ужастик. И это самый мрачный, гнетущий и безысходный фильм Гордона из всех, которые я смотрел.


Предварительные наброски к фильму Берни "God" Райтсона, а также два предвартельных плаката:


Home : Культура : Кино : По Лавкрафту : Дагон

copyright © 2000-2002 Alex.Moshkov
web: www.lovecraft.ru
email: alex@moshkov.ru
designed by Snake