Tenebrous
Перевод Para Bellum
Альманах "Свинец Сатурнианца"
выпуск № 1, май 2000 г.
"Не должно думать ... что человек есть либо старейший, либо последний властелин на Земле, и что жизнь есть только то, что ему ведомо. Нет же – Боги Глубокой Древности пребудут ныне, присно и во веки веков. Не в пространствах, которые нам известны, но между ними ходят Они, неизменные в своем властном спокойствии, лишенные измерений и невидимые для нас. Йог-Сотот знает ворота. Йог-Сотот – это ворота. Йог-Сотот – это ключ и это страж. Прошлое, настоящее и будущее – все в руках Йог-Сотота. Он знает, где Боги Глубокой Древности прорвались сквозь старое и где они прорвутся сквозь него вновь..."
Г. Ф. Лавкрафт "Ужас в Данвиче" (как взятое из Некрономикона)1
Век, в котором мы живем, свидетельствует о приближении Нового Эона, или, скорее, о возвращении через безбрежные бездны времени и пространства сил и существ из первобытных эпох – эпох, предшествующих появлению человечества на Земле на целые тысячелетия. В одном из своих кардинальных рассказов Мифа2, "Зов Ктулху", Лавкрафт намечает контуры первых предзнаменований возвращения. Внешние грани этого процесса в нашем континууме обнаруживаются невероятно тонкими и чувствительными "антеннами" поэтов, писателей и художников3 – и в гораздо большей степени тех из них, кто уже был вовлечен в концепцию "потустороннего"4 своими собственными исследованиями чуждых, несвойственных нормальности, экзотических, странных и экстравагантных вещей. И действительно, именно через работы художников такого сорта описания возвращающихся сил и существ и намеки на них находят свое выражение5.
В настоящее время "Новый Эон" известен под различными названиями во многих культах: астрологическая "Эпоха Водолея", телемитский "Эон Гора"6, ознаменованный аватарой Айвазом7 в 1904 году, "Эон Маат" Брата Ахада (Frater Achad)8, Эра Правды и Правосудия9 и т. д. Ко всему этому, особая группа магов, художников, писателей и других визионеров Мифа Ктулху, которая основала Эзотерический Орден Дагона (The Esoteric Order of Dagon)10, видит грядущую эру как Эон Пробуждения Ктулху11 – со ссылкой на пророческую сочинительскую работу Г. Ф. Лавкрафта, о которой уже говорилось выше. Так как первая описанная им волна энергии Эона (крайне сильно отразившаяся на снах "чувствительных" личностей12 по всему миру) соответствует подъему со дна океана острова Р’Лайха 28 февраля 1925 года, то E. O. D. обозначили это событие как Первый Год Э. К. (Эона Ктулху).
Тем не менее, перед тем, как начнется окончательный наплыв всех этих древних сил в наш сегодняшний пространственно-временной континуум, должны быть найдены и открыты главные тайные ворота – чтобы открыть доступ из пространства "вне циклов времени". Эти ворота были высечены Лавкрафтом в виде одного из Великих Старейших13: "Это гибельный Йог-Сотот, который пенится первоначальной слизью в ядерном хаосе за пределами нижайшего аванпоста пространства и времени"14. Как Стражник ворот, Йог-Сотот является синонимом Хоронзона15. Сам по себе "нижайший аванпост" – это отверстие или окно в измерение Великих Старейших (Вселенная В)16, это звезда Сотис, или Сириус17.
В свою очередь ворота сил Нового Эона (Йог-Сотот) идентифицируются с "нон-сефирой" Дааф18 на каббалистическом Дереве Жизни. Как объясняет Кеннет Грант19 в своей работе "Вне циклов времени" ("Outside the Circles of Time"): "Сегодня можно наблюдать непрекращающийся поток и эволюцию Эонов, происходящих одновременно и переправляющихся в мир анти-материи. Йог (или Юга – эон или эра) Сотота20 это контрапункт21 – как Эон Сета-Тота22, или Дааф – своей пары, Юг(и)-Хоора23, или Эона Гора24. Йог-Сотот25 – это ворота через Эоны к Звезде – Истоку за Югготом26, Югой или Эоном Гота27".
Вследствие этого знание и формула, с помощью которых эти ворота могут быть открыты, могут быть постигнуты только через негативный вихрь Дааф. В случае самого Лавкрафта, страстно отрицавшего в происходящей наяву жизни истинную природу материалов, которыми он занимался, процесс их присвоения был почти полностью подсознательным, происходящим посредством снов-экспериментов28. Можно предположить, что приобретение таких нечеловеческих и ультракосмических откровений принимало форму наиболее ужасных ночных кошмаров.
Таким образом, те посвященные E. O. D., которые работают над Открытием Ворот Йог-Сотота, для того, чтобы эффективно активизировать эти формулы, должны быть готовы предпринять этот крайне опасный спуск в Бездну Дааф (так называемое "ложное знание"). Этот процесс включает бросание (проектирование) части самого себя в эти пространства "между", на которые Лавкрафт делал постоянные ссылки, и которые составляют экзистенциальность самих Старейших. Именно здесь это "ложное знание" (изображенное Лавкрафтом как гримуар Некрономикон) может быть найдено и возвращено, принесено назад через вихрь Дааф и, наконец, дать действенное, конкретное проявление во Вне.
Комментарии:
1Перевод дан по Е. Мусихину (Г. Ф. Лавкрафт, сборник рассказов "Локон Медузы", Ладъ, 1993). "Боги Глубокой Древности" – в оригинале "the Old Ones" – более близко по смыслу следует переводить как "Старейшие". (Здесь и далее прим. перев.) текст
2Во всех случаях применения слова "миф" к лавкрафтовским историям вместо английского "myth" принято использовать греческое слово "Mythos" ("Cthulhu Mythos" и т. д.). текст
3В упомянутом рассказе Лавкрафт указывает, что "представители деловых кругов и прочая публика из среднего класса общества", а также "люди ученого пошиба" в целом оказались либо абсолютно нечувствительны, либо чувствительны лишь в незначительной степени к Зову. Небезынтересно отметить, что данное замечание Лавкрафта о возможности принять Зов различными категориями людей почти полностью совпадает с мнением Шарля Бодлера о воздействии гашиша на эти категории – см. "Искусственный рай", очерк "Вино и гашиш как средства расширения границ человеческой личности". текст
4В оригинале – "outsideness". текст
5Пожалуй, из современных художников ярким примером может послужить Гигер. текст
6Согласно телемитам, "Эон Гора" начался в марте 1904 года (см. прим. 7) и будет продолжаться две тысячи лет, однако, полный переход от старого времени к новому может занять несколько столетий ("Буря Равноденствий", "Равноденствие Богов" у Кроули). Длительность каждого эона космической цикличности телемитов приблизительно соответствует доминации одного из знаков Зодиака, которая составляет приблизительно 2160 лет. Заканчивающейся Эпохе Рыб соответствует Эон Озириса, наступающая Эпоха Водолея соответствует Эону Гора (подробнее см. А. Дугин "Учение Зверя", альманах "Конец Света"). Кроме расхождения (небольшого, впрочем) в длительностях и моментах начала телемитского Эона и астрологической Эпохи (начало Эпохи Водолея принято относить на конец XX – начало XXI века, некоторые астрологи считают, что энергии Водолея стали быстро нарастать с 1982 года), имеется также несоответствие и по символизирующим эти периоды времени египетским богам – ортодоксальный оккультизм ставит имена египетских богов в соответствие зодиакальным Эпохам по другой системе, нежели телемиты. К. Г. Юнг, кстати, на основании некоторых сновидений и видений утверждал, что Эпоха Водолея будет последней в человеческой истории, в следующей Эпохе – Козерога – человека уже не будет. текст
7Айваз, или Айвасс, или Айвас [первый случай написания отражает гематрию – каббалистический процесс замены букв цифрами – 93 (Oivz), второй – гематрию 418 (Aiwass), третий – гематрию 78 (Aiwas), перечисленные числа имеют большое значение в телемитской доктрине] – имя "претергуманоидной" сущности (praeterhuman intelligence) – т. е. Ангела – продиктовавшего 8-10 апреля 1904 года А. Кроули текст "Книги Закона" ("Liber Legis") – Речь Молчания – и возвестившего начало Эона Гора. Айваз называл себя слугой Бога Молчания Гоор-паар-крата (греческий вариант написания имени этого бога – Гарпократ, египетский – Гор-па-херд, т. е. "Гор-дитя" – одна из ипостасей великого бога Гора; показательно, что наступивший Эон Гора относится к типу традиции "коронованного и побеждающего ребенка") и обращался к своему писцу (т.е. Кроули) по имени Анкх-аф-на-кхонсу (Анк-Хонсу) – это имя египетского жреца, "пророка Менту, господина Фив", жившего в VII-VI веках до нашей эры, которого Кроули считал одним из своих предыдущих воплощений. Именно этот жрец был изображен на табличке, случайно обнаруженной женой Кроули Розой Келли в каирском музее Булак примерно в тот же период времени, когда Кроули получал текст "Книги Закона" (еще 18 марта 1904 Келли получила во сне известие, что с Алистером Кроули желает встретиться "посланник потустороннего мира"). Эта табличка была экспонатом под номером 666 – впоследствии Кроули назвал ее "Стеллой Откровения". (Исследователь Райан Паркер указывает на тот факт, что Кроули в своих работах не единожды ссылается на эту Стеллу Откровения (Stele of Revealing) как на "CTH^H 666" ("CYHAH"), и обращает внимание на сходство подобного написания с именем CTHULHU – Ктулху.) Много позднее после получения "Книги Закона" Кроули отождествлял Айваза со своим Ангелом-Хранителем и причислял его к "Высшим Неизвестным" ("Secret Chiefs"), инспирировавших один из его Орденов – A (Astrum Argentium, Серебряная Звезда). В индуистской мифологии Аватара – это земное воплощение божества (чаще всего Вишну) в облике человека или животного. Использование термина "аватара" по отношению к Айвазу применимо лишь в своем более широком значении: согласно Рене Генону "аватара" обозначает "спуск" Принципа (т.е. Божественного) в область манифестации (т. е. в мир, являющимся проявлением Божественного). У Лавкрафта сходную Айвазу функцию возвещения нового Эона (т. е. Эона Возвращения Старейших, Эона Пробуждения Ктулху) выполняет позаимствованный им из Некрономикона бог – "ползучий хаос" Ньярлатхотеп – "Всесильный Посланник", "Вестник Старейших". Корень "хотеп" ("хетеп") имени этого бога, очевидно, имеет египетское происхождение – он означает "блаженный", в древнем Египте часто добавлялся к именам фараонов или жрецов, символизируя их преданность служения богам. текст
8Frater Achad, Чарльз Стансфилд Джонс (Charles Stansfield Jones), – как и Кроули, авторитет среди телемитов, однако, менее известный в широких оккультных кругах, после смерти Кроули некоторыми телемитами считался его преемником (интересен тот факт, что, если одним из предыдущих воплощений Кроули являлся Э. Келли, то одним из воплощений Джонса – Джон Ди). Стансфилд Джонс разработал свою систему магии, по-своему трактовал некоторые эпизоды Каббалы (в частности, он составил свою особую версию Древа Жизни). Теория Эонов Джонса также отлична от кроулианской: если у Брата Ахада Эон Маат – сегодняшний период, то у Брата Пердурабо – это будущий Эон, который придет на смену нынешнему Эону Гора. Маат – Богиня истины и порядка в Древнем Египте, жена Тота, дочь Ра, играет большую роль в загробном суде Осириса: на одну чашу весов клалось сердце покойного, на другую – статуэтка Маат или "перо Маат" (страусовое перо, символ Богини). текст
9Под определение "Эры Правды и Правосудия" в принципе попадает эпоха, которую ожидают евреи ("Великий Шаббат", "Великая Суббота"), однако, по своему описанию и религиозному назначению она не вписывается в ряд перечисленных ранее типов Эонов. Единственное, что может объединять еврейскую "Эру Правды и Правосудия" с тем же Эоном Гора – это предшествующий ей определенный "элемент Хаоса" ("Буря Равноденствий", "Равноденствие Богов" у Кроули) – Холокост. С другой стороны, "Эра Правды и Правосудия" является эпохой Маат в соответствии с функциями этой богини (см. прим. 8). текст
10У финикийцев (древние семитские племена) Дагон (также Даган) занимал значительное место в пантеоне, первоначально, видимо, он был богом-подателем пищи, позднее стал покровителем рыбной ловли ("даг" – рыба). Поклонялись Дагону и филистимляне (упоминание в Библии – Первая книга Царств, глава 5), по ЛаВею Дакон у филистимлян – "мстительный бог моря". У Лавкрафта Дагон, скорее всего, никак не связан с семитским Дагоном, у него это бог, которому наравне с Ктулху поклоняются "глубоководные" – люди-амфибии, полулюди-полурыбы – см. рассказы "Комната с заколоченными ставнями", "Единственный наследник", "Окно в мансарде" и др. Кстати, согласно первому рассказу, обществом "глубоководных" был Тайный Союз Дагона. текст
11В "Зове Ктулху" Лавкрафт постоянно подчеркивает, что непременным условием пробуждения Ктулху должно быть определенное положение звезд на небе ("когда звезды дадут ему тайный сигнал", "когда звезды займут нужное положение в круговороте вечности" и т. п.) – таким образом можно предположить, что Эон Пробуждения Ктулху также может быть связан с доминацией определенного знака Зодиака. текст
12В "Зове Ктулху" этот термин определяется как "психически сверхчувствительные индивидуумы". текст
13В оригинале "the Great Old Ones" – в большинстве русских переводов Лавкрафта этот термин переводится как "Боги Глубокой Древности" или "Властители Древности". текст
14В рассказе "Окно в мансарде" Лавкрафт описывает Йог-Сотота следующим образом: "все-в-одном и один-во-всем, неподвластный законам времени и пространства, сосуществующий со всеми временами и соприсутствующий всему пространству". текст
15Хоронзон – по телемитам – "Внушающий ужас Демон на Пороге Бездны", число Хоронзона – 333 (половина 666). В некоторых случаях Хоронзон понимается как Ангел-Хранитель. В немецком предвоенном Братстве Сатурна (Fraternitas Saturni), имевшем "телемитско-ницшенианскую" философию, сходную функцию Стража выполняла планета Сатурн: "Сатурн – это Стражник Порога между человеком и божественностью, который преодолевается ищущим гнозис". В гностицизме функции Стражников выполняют архонты – низшие (по сравнению с Богом и даже Демиургом) силы, которые не знают истинного Бога и препятствуют человеку в познании Его в Космосе, которым они и управляют; чаще всего различают семь правящих архонтов – по числу сакральных планет, последний из которых соответствует Сатурну. В Тибетской Книге Мертвых, повествующей о пребывании человека за порогом смерти, Стражами называют Богов, в функции которых входит подвергать умершего испытаниям. В Египетской Книге Мертвых функции Стражей выполняют многие божества, как положительные, так и негативные (Апоп и демоны из его свиты). Также в Некрономиконе постоянно присутствует образ Ворот и их Стража. В христианстве образу Стражника в какой-то мере соответствуют "мытари" – злые духи, старающиеся уличить восходящие к престолу Небесного Судии души во всевозможных грехах и через это низвести их в ад; "мытарства" (всего 20) – нечто вроде застав и таможен, попадающихся на пути у возносящейся души. В Алхимии также часто упоминается Страж Порога, еще его называют Вестником Смерти, Ангелом Западных Врат (роман "Ангел Западного Окна" Г. Майринка о нем), персонифицированным алкаэстом (универсальный растворитель). текст
16Скорее всего, обозначение Вселенной, "параллельной" нашей. текст
17Сириус (Сотис, Септ) – альфа Большого Пса, самая яркая звезда неба. С астрономической точки зрения Сириус интересен тем, что он представляет собой систему из двух звезд. Спутник Сириуса – звезда, в 10000 раз более слабая, чем он сам – является первым обнаруженным представителем семейства звезд – белых карликов. Сириус имеет важное значение практически во всех мистериях, начиная еще с древнейших цивилизаций. В Древнем Египте, помимо "материалистического приложения" (по подъему Сириуса на небосводе жрецы определяли приближение разлива Нила, его первый восход – в древности на широтах Египта он совпадал с днем летнего солнцестояния, 21 июня – означал "весеннее воскресение природы, подобное воскресению из мертвых Осириса", вероятно, имя бога и звезды поэтому связаны: О-Сирис), Сотис (Sothis) служил и в магических ритуалах – в частности, в Книге Мертвых довольно часто встречается отождествление умершего с Сотисом. Магические формулы Главы CI делали умершего подобным Сотису и позволяли ему присоединиться "к последователям Гора" (Эон Гора!). Глава CLXXIV прямо указывает на существование "врат звезды Сотис", у которых был рожден умерший – в данном случае умершая – а виньетка (рисунок) к этой главе содержит изображение умершей и некоторой двери. Также в Древнем Египте Сириус – Звездный Пес – отождествлялся с шакалоглавым Анубисом, сыном Осириса (по другим версиям мифа – Ра). Анубис – покровитель умерших, взвешивает сердца умерших на загробном суде Осириса. Считается, что Анубис сторожит и охраняет богов, как собаки охраняют людей, его имя означает "Стоящий впереди чертога Богов". По другим вариациям египетских мифов, Сотис (или Сопдет, Септет) – богиня звезды Сириус, также покровительница умерших, она часто отождествлялась с самой Изидой (в частности, по одной из легенд, Изида зачала Гора в образе звезды Сотис) – празднование Изиды довольно часто совершалось с празднованием восхода Сириуса, на этих празднованиях впереди колесницы Изиды несли изображение собак, или даже вели живых собак. Был известен Сириус и в Месопотамии, он упоминается в том числе в астрологических вычислениях. В Греции Сириус был известен под названием "Сейриос", "несчастья сулит она смертным", – говорится об этой звезде в греческих мифах. Упоминается Сириус и в Библии – под именем "Сихор". Само же имя "Сириус" ("Sirius") – латинское. "Пламенеющая Звезда" масонов, вознесенная в ритуалах вместе Солнцем и Луной (полумесяцем) над символическим гробом, также отождествляется с Сириусом. В легендарном Некрономиконе Сириус также неоднократно упоминается, и одно из этих упоминаний проходит по теме "глобального Хаоса": "И когда кометы наблюдаются вблизи звезды Сириус, тогда будут скверны и трудности в царствующих домах, и брат поднимется на брата, и быть войне и голоду. И все это доставит радость служителям Пса, кои пожрут плоды распрей и разжиреют на них". Сириус понимается как "аванпост", Стражник, несомненно, и из-за частого представления этой звезды в виде Пса. Собака – это "воплощение «стража порога», оккультного персонажа, миссия которого заключается в сохранении самотождества вещи. Но вместе с этим собака символизировала переход через границы, поэтому она сопровождала в шаманских ритуалах душу умершего в потусторонние миры", – А. Дугин "Тамплиеры пролетариата", "Солнечные псы России". текст
18Дааф, Даат (Daath), или Да’аф (Da’ath) – нон-сефира, или фальшивая сефира, каббалистического Древа Жизни, Дерева Сефирот, "одиннадцатая" по счету. Местоположение Дааф на Дереве Сефирот можно определить как пересечение "диагоналей" Бинах-Хесед и Хохма-Гебура (по аналогии расположения сефиры Тиферет – на пересечении "диагоналей" Гебура-Ницах и Хесед-Ход). Происхождение Дааф понимается следующим образом: когда сефира Малькут (ныне десятая, самая нижняя сефира, определяющая материальный мир и физического человека) пала из Сада Эдема (что равнозначно падению первочеловека Адама), нарушив тем самым изначальную симметричность Древа Жизни, она оставила после себя "дыру" – так называемую Бездну, – которая и была названа Дааф – т. е. Знание. Вот как описывает Даат А. Кроули в своей "Книге Лжей" ("Глава, которая не есть глава"): "Бездна. Слово прорвалось. Знание существует. Знание есть связь. Прорывы суть творение. Разрывы открывают путь Свету". "Официальные" же каббалисты (не выказывающие каких бы то ни было "экстремистских оккультных идей") видят смысл добавления этой одиннадцатой сефиры лишь в диаграммном упорядочении представления Творящей Троицы в Дереве Сефирот – у них Дааф находится на пересечении горизонтальной линии Хохма-Бинах и вертикальной Кетер-Тиферет. Дааф, не являясь сефирой, не отождествляется ни с одним именем Бога, чином Ангелов, каким-либо Ангелом, из планет Дааф ставится в соответствие Нептун. Определяющими терминами Дааф служат следующие понятия: "дыра", "туннель", "ворота", "дверь", "вихрь", "черная дыра" (последнее понятие можно рассматривать и в астрономическом смысле). В "переводе" Дерева Сефирот в индуистские термины, нон-сефире Дааф соответствует Узел Шивы. Ко всем примерам эзотеризма, сокрытому в произведениях Лавкрафта, можно добавить гипотезу о том, что в одном из своих культовых произведений – "Зов Кадафа Неведомого", Лавкрафт выводит концепцию Дааф и ритуал низвержения человеческой души в Дааф. Кадаф Неведомый (Unknown Kadath) у Лавкрафта – это гора в ледяной пустыне на Южном Полюсе, доступ к которой преграждает "отвратительное плато Ленг", на Кадафе расположен замок Великих Старейших. "Kadath" можно интерпретировать как объединение "Ka" и "Daath". Ка – одна из девяти составляющих частей человека в религии Древнего Египта, по общему согласию ученых иероглиф "Ка" переводится как "двойник". В переводе на современные оккультные термины Ка приблизительно соответствует астральному телу. Таким образом, уже в самом названии Кадаф заложен смысл ритуала – объединение человеческого сознания (здесь – астрального тела, Ка) и бездны Дааф. В романе "Зов Кадафа Неведомого" главный герой Рендальф Картер для достижения Кадафа "превзошел все ужасы дримлэнда" – описание его приключений в дримлэнде (т. е. в стране снов – а в сновидениях, как известно, исключительную роль играет именно астральное тело, или Ка, см., например, Рудольф Штайнер "Очерк тайноведения", глава "Сон и смерть") по сути является аллегорическим описанием ритуала низвержения одной из составляющей человека частей в Дааф. (Кстати, в рассказе "Погребенный с фараонами" Лавкрафт демонстрирует в определенной степени "негативное" понимание сущности Ка – что тоже согласуется с определенными аспектами ритуала.) Концовка этого романа также изображена полностью в оккультном ключе – то, к чему Картер так стремился, в итоге оказалось внутри него самого. текст
19Кеннет Грант – маг и оккультист, автор художественных и исследовательских ("Cults of the shadow") произведений, ученик А. Кроули, глава английского отделения O T O (немецкое – основное – отделение этого ордена одно время возглавлял Р. Штайнер). К. Грант разработал свою собственную уникальную систему Магии, особо уделяя внимание управлению снами и сексуальной магии, также К. Грант предложил свою интерпретацию "Книги Закона" А. Кроули. текст
20The Yog of Sothoth или the Yug of Sothoth. Заключение строится на аналогии звучания и написания слов "Йог" ("Yog", естественно, с представителем идеалистической системы индийской философии Йогой данный термин никак не связан, кроме аналогичного звучания: "йог" по-английски – "Yoga") и "Юга" ("Yug"). Юга – эра, эпоха – часть индуистского цикла миросуществования (всего в нем четыре части), здесь используется лишь как обозначение длительного промежутка времени. текст
21В данном случае слово "контрапункт" не имеет ничего общего со своим музыкальным смыслом, а используется в своем буквальном, первоначальном смысле – от латинского "punctum contra punctum", буквально "точка против точки" – т.е. антипод, антитеза и т. д. текст
22The Aeon of Set-Thoth. В египетской мифологии Сет и Тот (Бог мудрости и счета, Владыка Луны, создатель магических наук и книг) не имели между собой ничего, что позволило бы объединить их имена. Даже более того – Тот своими советами часто помогает сражающимся против Сета. Остается лишь учитывать, что у имени Тот (Thoth) имеется и другое значение – очевидно, не египетского происхождения – как и составляющая имени Азагтота (Azag-Thoth, Azagthoth) из Некрономикона. Эон Сета-Тота приравнивается Эону Сотота лишь из созвучия (Сеттот – Сотот), а "сефире" Дааф – лишь символически: Сет – символ "негативности", Тот – символ знания, объединенные, они и символизируют "ложное знание", т. е. Дааф. текст
23The Yug-Hoor, Хоор – написание имени Гора у телемитов, числовым эквивалентом такого написания является 66. текст
24В египетской мифологии боги Сет (Set, Seth) и Гор (Horus) символизируют два враждующих начала – "Зло" и "Добро", в Книге Мертвых Сет и Гор часто называются "Двумя Бойцами". текст
25Также Кеннет Грант считает Йог-Сотота "высшим проявлением Хаоса, а его имя – самым страшным богохульством для эона Озириса" (цит. по А. Дугин "Слепые флейтисты Азатота", "Консервативная Революция"). текст
26Юггот (Yuggoth) – у Лавкрафта название скрытой девятой планеты, следовавшей за Нептуном. С Юггота на Землю прибыли "живые крабообразные грибки" и организовали свои колонии. Эти "живые крабообразные грибки" являются негумадноидными существами (у Лавкрафта вообще нет гуманоидных инопланетных существ), и так или иначе они связаны с Великими Старейшими. Но Юггот – не их родина, эта планета "является лишь пересыльным пунктом ужасной межзвездной цивилизации, родина которой расположена, вероятно, далеко за пределами пространственно-временного континуума Эйнштейна, и вообще не имеет никакого отношения к известному на сегодня космосу" ("Шепоты во мраке"). Лавкрафт ввел Юггот практически сразу с открытием Плутона (девятой планеты) в 1930 году – в те годы в США царствовала т. н. "Великая Депрессия", и Лавкрафт в упомянутом рассказе, намекая, что девятая планета была открыта "по сигналу" этих "грибков", показывает, что с ее открытием ситуация ухудшилась еще больше, – в чем и были заинтересованы Старейшие и их служители. Упоминается Юггот и в рассказах "Ужас в музее" и "Вне времен", однако, в последнем Лавкрафт выводит Юггот в несколько ином контексте. текст
27В оригинале "The Aeon of Goth" – можно перевести "Эон Варвара", "Эон Вандала". Данный пассаж можно трактовать как "Эон пришествия орд гогов и магогов", т. е. эон, характеризующийся установлением царства хаоса, Гог и Магог – один из "эпизодов" Апокалипсиса (Откровение 20:7). текст
28Вопрос неосознания творцами (художниками, поэтами и т.д.) действительной природы того, что они создают, рассматривается многими авторами – см., например, Р. Генон "Символы священной науки", глава "Святой Грааль" и А. Кроули "Лунное Дитя", глава "Несколько философских рассуждений о природе души". Лавкрафт действительно не признавал серьезным то, что выходило из-под его пера, и никогда не стремился "проникнуть в открытый им мир". В этом отношении наиболее показателен его рассказ "Лампа Аль-Хазреда", героя которого – в этом нет никаких сомнений – Лавкрафт написал с самого себя (на это указывает даже имя – Уорд Филлипс). В финале этого рассказа герой уходит в мир своего детства. С другой стороны, очевиден и тот факт, что Лавкрафт придавал большое значение процессу сна и сновидениям – это прослеживается почти во всех его рассказах (дримлэнд в "Зове Кадафа Неведомого", Ктулху – "повелитель снов" и т. д.). текст
Примечания:
Оригинал перевода с комментариями находится по адресу: www.nork.ru/ss_3/aeon.html
Англоязычный оригинал находится по адресу www.chaosmatrix.com/lib/chaos/texts/ctu_risi.html