Фэнтези: Пробуждение спящих Богов

fantasy@open.by

Отрывок


И что же встретила "новая волна" на неисследованных просторах новых для фантастики земель? Да старых знакомых - демонов, драконов и черных магов как воплощение зла, джунгли и океаны, как символ бессознательного, пещеры с сокровищами, древние замки и гробницы, забытые храмы и странные идолы… Все те кошмары и озарения, о которых в начале века писали Лавкрафт и Лорд Дансейни. Все те же древние мифы и юнговские архетипы, о которых тогда же писали Говард и Кларк Эштон Смит, первый - простовато и с прямотой римлянина, а второй - с изощренной цветистостью стилиста-декадента. Описав круг, научная фантастика вернулась к фэнтези. Ибо то же самое произошло и в науке. Нынче стало уже расхожей фразой утверждение, что когда ученый, после долгих трудов и борений, покоряет наконец очередную вершину, то первое, что он там видит - это давно и прочно обосновавшегося на ней теолога. В литературе же сам Бог велел отдать главенство интуитивным методам познания над логически-дискурсивными.

Есть избитое выражение насчет капли росы, в которой можно увидеть море и через которую это море можно как-то понять. Лично для меня такой каплей явился вышедший в 1967 году роман Колина Уилсона "Паразиты сознания". Именно этот текст прояснил мне литературную ситуацию на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Ситуацию как в литературе "главного русла" так и в фантастике. Если помните, то было горячее времечко - война во Вьетнаме, разгул международного терроризма, энергетический кризис, студенческие волнения чуть ли не по всему миру, Пражская весна, хиппи, наркотики, психоделия, молодежная контркультура, рок-музыка и т.д. и т.п. Ну а в англоязычной фантастике - это годы возникновения "новой волны" и возрождения интереса к фэнтези.

Впервые на имя Уилсона я наткнулся в "Иностранной литературе" (не помню, к сожалению, ни года, ни номера), в статье о философской прозе Великобритании. В основном там разбирались три автора - Айрис Мердок, Уильям Голдинг и Колин Уилсон. Ну, если с первыми двумя авторами я был более или менее знаком, то про Уилсона понятия не имел. А судя по тексту статьи, почитать его стоило. Особенно меня заинтересовали его романы "Стеклянная клетка", "Ритуалы в темноте" и "Паразиты сознания". Вопрос стоял - где их достать? К счастью, не прошло и двадцати лет после выхода "паразитов…" в Англии, как в 1986 году у нас этот роман был издан на английской мове в "Радуге". Пересказывать его не буду, скажу только, что, хотя в статье Уилсон рассматривается как вполне респектабельный автор "основного русла", а не как какой-то там, извиняюсь за выражение, фантаст, роман этот - чистейшая НФ с элементами фэнтези. Кстати, идею романа подсказал Уилсону уже упоминавшийся выше Аугуст Уильям Дерлет (1909-1971), американский писатель, друг и издатель Лавкрафта. Сам Лавкрафт упоминается в тексте и даются ссылки на выдуманную им мифологию, в которой речь идет о древних, спящих богах, прибывших в незапамятные времена на Землю из мрачных глубин Вселенной. Одной ногой роман опирается на традиции "Уиад тейлз" и издательства "Аркхэм хаус", а другой на развитую европейскую философскую традицию. Повторяю, я не буду пересказывать роман, я только хочу дать список имен, понятий и терминов, используемых в нем, чтобы дать представление о мощности философского аппарата, применяемого в тексте.

Итак: Бертран Рассел, Эдмунд Гуссерль и его метод феноменологической редукции, экзистенциализм, психоделические средства, Египетская Книга Мертвых, Тибетская Книга Мертвых, исследования Олдоса Хаксли о мескалине, Чжуан-цзы, дао, ЛСД, Шпенглер, Уильям Блейк, Карл Густав Юнг, коллективное бессознательное, Ниневия, Хеттское царство, пирамиды в Гизе, пирамида солнца в Теотиукане, пирамида Хеопса, зиккурат в Уре, Стоунхендж, Атлантида, Лавкрафт, Дерлет, "Уиад Тейлз", Джон Уильям Данн и его книга "Эксперимент со временем", мадам Блаватская, маркиз де Сад, буддистская нирвана, Артур Шопенгауэр, зомби, Альфред Уайтхед, метод Станиславского, Лев Толстой, Мартин Хайдеггер, психокинез, Никола Бурбаки, Бернард Шоу, синантроп, Якоб Беме, Дракула, Франкенштейн, Тейяр де Шарден, Мерло Понти, Рихард Вагнер, австралопитеки, феноменология и т.д. и т.п.

Имена и понятия я привожу в том порядке, в каком они встречаются в обширном комментарии к нашим изданиям "Паразитов сознания". Интересно, был ли такой комментарий в английском издании? Мне кажется, нет, поскольку все эти имена и термины в те годы были на слуху у читающей европейской и американской публики.

Не менее обширный комментарий требовался и к следующему роману Колина Уилсона "Философский камень", вышедший двумя годами позже. Оба романа по сути посвящены одной и той же теме - расширению мыслительных возможностей человека, переводу сознания на совершенно новый уровень и опасностям, подстерегающим на этом пути. Но если в "Паразитах…" Лавкрафт и изобретенная им мифология лишь упоминаются, то "Камень" целиком базируется на лавкрафтовской мифологии, существенным элементом которой является вера в Древних Богов, до поры до времени дремлющих в своих укрытиях в пучинах океанов и в толще земной коры, но пробуждение которых и связанные с этим потрясения неизбежны. Боги эти - безмозглый султан демонов, столепестковый возбудитель космического хаоса Азатот, всепроникающий ужас, таящийся во внутренних сферах бытия Йог-Созот, рядящийся временами в желтый шелк, а временами в умопомрачительные иллюзии Ньярлатотеп, а также их повелитель Цзулху (варианты транскрипции: Ктулху, Ктулу) являются воплощением космического, древнего Зла Вселенских масштабов. Они спят, но временами дают о себе знать локальными вспышками зла в тех или иных точках земного шара… И похоже, что с этой мифологией Лавкрафт попал в точку, нащупав некий важный архетип, поскольку, помимо Уилсона, ее охотно использовали и используют многие другие авторы. Здесь произошло то же самое, что и с говардовским Конаном.

Лично для меня романы Уилсона послужили своего рода замочным камнем, соединившим в цельный купол казавшиеся дотоле разрозненными элементы конструкции: прозу мейнстрима, философско-эзотерическую литературу и разные виды фантастики. Можно попытаться нарисовать схематическую картинку движения и взаимопроникновения этих элементов в литературе Нового Времени.


Примечания:

Оригинал полной статьи находится по адресу: fantasy.open.by/1999101511.html


www.lovecraft.ru | Мифы | Статьи | Фэнтези: Пробуждение спящих Богов