Таинственный "Некрономикрон"

Галина Сиднева
НЛО 16,2002


В Южной Америке есть удивительные пещеры, связанные бесконечными запутанными переходами - так называемые чинканас. Эти пещеры практически не исследованы, кроме разве что ближайших к поверхности земли. Людская молва прославила чинканас как одно из мест, где следует искать пропавшее золото инков.

В подземные лабиринты ведут многочисленные входы - гроты, пещеры, расселины, провалы. Но с некоторых пор по распоряжению властей все они наглухо закрыты решетками. Вход в пещеры строго запрещен, так как в темной глубине чинканас бесследно пропали десятки безвестных авантюристов, которых загнали туда легкомыслие любопытство и жажда наживы. Выбраться из жутких пещер удалось лишь немногим. Но и эти «счастливчики» навсегда повредились в рассудке после отчаянных блужданий в кромешной тьме. Из отрывочных рассказов спасшихся пленников подземного мира с трудом можно понять, что их напугали до полусмерти неизвестные живые существа, с которыми они сталкивались в темных лабиринтах. Эти «пещерные драконы», по словам немногочисленных очевидцев, похожи одновременно и на человека, и на змею или ящерицу.

Современному здравомыслящему человеку обычно не приходят на ум подобные фантазии, но в древних культурах Южной Америки, Индии и Гималаев «человеке-змеи» и «человекоящеры» были привычной частью представления об окружающем мире. Народные легенды рассказывают о нагасах - живущих под землей полулюдях-полузмеях. По индийскому поверью нагасы хранят в своих пещерах накопленные ими несметные сокровища. Холоднокровные как ящерицы, эти существа не способны испытывать человеческие чувства. Они не могут сами согреться и крадут тепло, телесное и душевное, у других живых существ. Дети нагасов оставили свой след в истории человечества они принесли в мир обман, притворство, страх, смуту. В Южной Америке о подземных челове-козмеях рассказывают легенды индейцев хопи. Чудовища, живущие под землей, сделал героями своих рассказов писатель Говард Лавкрафт, ставший родоначальником и классиком фантастических триллеров в литературе. Однако, если сопоставить его литературные тексты с рассказами полубезумных очевидцев, спасшихся из пещер, бросается в глаза поразительное сходство описаний. Невольно возникает подозрение, что Лавкрафт когда-то в юности тоже видел человекозмей и пережитый ужас навсегда остался в его памяти и наложил отпечаток на всю жизнь и мрачное творчество.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 вгуста 1890 года в Новой Англии - в ороде Провиденс штата Род-Айленд. Он был из небогатой семьи, и получил самое заурядное образование, но мать Лавкрафта могла проследить свою родословную до некоего Джорджа Филлипса прибывшего в Массачусетс в 1630 году, и очень гордилась своим «хорошим происхождением». В биографии Говарда Лавкрафта не было ярких событий и экзотических путешествий. Он жил очень уединенно, редко встречался с друзьями и коллегами-литераторами из Америки и Европы, но вел исключительно большую переписку.

Лавкрафт умер 15 марта 1937 года. Его творческое наследие невелико - 40 рассказов и 12 повестей, опубликованных при жизни автора в разных журналах. Биограф Лавкрафта Джорджио Манелли писал о нем: "Лавкрафт ничего не хотел придумывать, он считал себя добросовестным хроникером подземного мира и хотел живописать подлинный ужас. Заслуга Лавкрафта в том, что он сочинил и развил целую мифологию - описание замкнутого, разнообразного и кошмарного мира. Сотворение мифа - это, пожалуй, непосильная задача для одного человека, но это все-таки достойная тема для честолюбивого и незаурядного писателя».

При построении собственного мифа «Зов Ктулху» Лавкрафт исходил из убеждения, что человеческое существо преисполнено ужаса перед всем неизведанным, грозным и враждебным в неизмеримых глубинах Космоса. Задолго до современных теорий о космическом происхождении человеческой цивилизации, о высадке на Земле инодланетян Лавкрафт описал существа внеземной расы с таким подозрительным реализмом, что возникает догадка он видел пришельцев и контактировал с ними. Он рассказал о космических сущностях населявших Землю миллионы лет назад и снова улетевших в другие миры. Эти твари якобы настолько ужасны и так не соответствуют человеческим представлениям о разумных существах, что увидевший их человек сразу же умрет или потеряет рассудок. По Лавкрафту, они даже не злые - просто слишком другие, чужие и непохожие, и контакт с ними для людей абсолютно невозможен. В произведениях странного писателя то и дело упоминается таинственная запретная книга, рассказывающая о доисторических ужасающих «звездных богах». Повествование об истории «Зов Ктулху» писатель назвал «Некрономикон» -«Книга мертвых имен».

«Некрономикон» написан в VIII веке до нашей эры одержимым поэтом из Санаа в Йемене, который искал руины Вавилонской башни и исследовал таинственные подземелья Мемфиса Около 950 года н. э. Это загадочное произведение перевели на греческий язык в Константинополе, и оно тайно распространялось в Европе и на Востоке. По приказу отцов христианской церкви «Некрономикон» сожгли, но некоторые списки уцелели. В средние века, в 1228 году, явился латинский перевод этого еретиского труда, напечатанный потом в XV в. в Германии и в XVII веке, вероятно, в Испании. Отдельные фрагменты из греческого перевода опубликовали в XV веке в Италии. Один экземпляр латинского перевода V века хранится в Британском музее, еще Годин есть в Париже в Национальной библиотеке. Один экземпляр XVII века попал в библиотеку в Гарварде, и в Буэнос-Айресе тоже есть свой экземпляр. Безусловно существуют и другие копии «Некрономикона», которые тайно хранятся в разных местах. В большинстве стран руководители религиозных конфессий предписывали изъятие и уничтожение вредной книги, потому что ее чтение неизбежно приводит к ужасающим последствиям.

Многочисленные историки и литературоведы постарались представить «Некрономикон» фантастической книгой или плодом болезненного воображения самого Лавкрафта. Однако «Некрономикон» нашел своих читателей и почитателей и занял прочное место среди оккультной литературы. Там, кроме всего прочего, есть формулы заклинаний, с помощью которых можно открыть «великие древние врата» в пространстве и времени, чтобы пришельцы вернулись на Землю. Но это будет означать неизбежную гибель человеческой цивилизации.

Что подтолкнуло Лавкрафта к написанию его рокового «Некрономикона», можно только догадываться. Он был скрытным человеком и никому не рассказывал о тяжелом потрясении, вероятно пережитом им. Во всяком случае, содержание древних сказаний о нагасах или мифы индейцев хопи вряд ли могли стать причиной почти затворнического образа жизни писателя - что-то другое, гораздо более личное изменило его жизнь. Через все рассказы Лавкрафта проходит неописуемый, неизъяснимый ужас человека, оказавшегося лицом к лицу с каким-то сверхъестественным чудовищем.


Примечания:

Оригинал находится по адресу: anomalia.narod.ru/photo2/181.htm


www.lovecraft.ru | Мифы | Статьи | Таинственный "Некрономикрон"